Активно развивающееся направление туризма, которое называют часто и кулинарным. Чем же гастротуры отличаются от других турпоездок? Ведь в любой из них мы так или иначе соприкасаемся с местной кухней.
Но есть люди, которых, в силу тех или иных причин, интересует именно кухня и все, что с ней связано. Видимо, именно поэтому количество гастрономических туров бурно растет год от года, турфирмы в разных странах предлагают все больше тематических маршрутов, стали появляться фирмы, специализирующиеся только на гастротурах.
Такой туризм оформился в отдельное направление недавно. Впервые термин «кулинарный туризм» сформулирован в 1998 году. Автор его – профессор Люси Лонг, ныне - директор Центра питания и культуры в Боулинг-Гринском Университете, штат Огайо.
Она считает, что основа кулинарного туризма – познание местной культуры через еду и вина в их связи с историей, обычаями и легендами. Это одновременно и путешествие, и, в той или иной мере, исследование, изучение – не говоря уже о гастрономических приятных впечатлениях.
С тех пор понятие гастрономического туризма обрело своих исследователей, авторов статей и книг, появилась в 2003 году и организация, которая теоретически обосновала это направление туризма и занимается его развитием и продвижением – Международная ассоциация гастрономического туризма (The International Culinary Tourism Association).
Спустя три года появился Международный институт кулинарного туризма, его задача – контроль образовательных и учебных программ, предназначенных для гастротуров. Как видим, такие туры стали интересны не только любопытствующим гурмэ, но и специалистам.
Кому именно интересны эти туры - по путевкам, которые часто дороже обычных?
- гурманам и гурмэ;
- туристам с опытом многочисленных поездок, которым хочется чего-то новенького;
- тем, кому интересно познакомиться с новой кухней и, возможно, самим научиться готовить новые блюда;
- тем, для кого приготовление еды – работа;
- и, наконец, сотрудникам туркомпаний, знакомящимся с опытом организации таких туров.
Обычный туризм с осмотром достопримечательностей – это прекрасно и познавательно. Но в туркомпаниях давно знают, что любителей длинных, порой утомительных (мельканием дворцов, залов музеев и обилием информации) экскурсий гораздо меньше, чем туристов, которым приятнее посидеть в уличном кафе или в ресторане, наблюдая местную жизнь, смакуя прекрасные вина и новые для них блюда.
И организаторы нового направления туризма находят все новые возможности для удовлетворения потребности туристов в расширенном знании кулинарии и гастрономии разных стран.
Надо отметить, что сегодня гастротуры уже разделились на городские и сельские, которые еще называют «зелеными».
Первые включают в свои программы познавательные экскурсии на производства различных продуктов питания, разумеется, с возможностью продегустировать продукцию.
Вторые организуются в основном для поклонников экопродуктов, они могут побывать на разных фермах, участвовать в посадках растений или сборе урожая, побродить по лесу в поисках грибов или ягод.
Что предлагают компании участникам разных гастрономических туров?
Само собой, это дегустация. Но она стоит только одним из пунктов. Другие – это тематические лекции и мастер-классы, возможность познакомиться с мастерами и кулинарными знаменитостями, поездки в пивоварни, винодельческие хозяйства, сыроварни, шоколадные фабрики, на рынки, закупки продуктов.
Список можно продолжить посещением знаменитых ресторанов, учебных заведений кулинарии и гастрономии. Еще – посещения кулинарных мероприятий – ярмарок, фестивалей.
Многих туристов привлекает также возможность не только попробовать новые продукты и блюда, но и узнать, как его готовить.
Главные направления в этом виде туризма – Италия и Франция, в последние годы все больше привлекает внимание гастротуристов и Испания. Первые туры появились и в нашей стране.